Строим «облако». Часть Вторая. Стандартизация.

3 февраль, 2014 - 15:30Александр Кулаковский

В предыдущих публикациях я постарался рассказать об общепринятой терминологии и основных принципах построения облачной среды, представить свое видение важности использования виртуализации в облачных инфраструктурах. В этой же я хочу описать достаточно легкий, но важный этап в переходе на сервисо-ориентированную модель ИТ — стандартизацию.

Имеются два ключевых момента, ради которых необходимо по максимуму стандартизировать всю инфраструктуру перед миграцией в «облако»:

  • последующая автоматизация. Уровень автоматизации прямо пропоорционально зависит от стандартизации, так как при стандартизованной инфраструктуре автоматизация рабочих процессов упрощается в разы;

  • администрирование. В некоторых ситуациях администраторам все же приходится «спускаться» на инфраструктурный уровень, дабы, к примеру, собрать журналы с ОС или IML в случае сервисного события или просто в целях мониторинга. В стандартизованной инфраструктуре администратор всегда знает, где установлено оборудование или до какой степени обновлена ОС, соответственно, эффективность его работы повышается.

Прежде чем перейти к деталям, предлагаю принять за аксиому: стандартизация инфраструктурных сервисов (DHCP, AD/LDAP, DNS, NTP, развертывание сервера, контроль версий и т.д.) является первым и важнейшим условием для построения облачной среды и добавления в нее любого активного оборудования. Об этом говорится в документации к любому ПО, которое формирует ядро облака. Многие дистрибутивы также включают специальные мастера для проверки соблюдения всех инфраструктурных и аппаратных требований. Такие приложения могут быть очень пригодиться в стандартизации на всех уровнях.

Итак, по порядку:

Стандартизация инфраструктурных сервисов заключается в разработке и реализации единой конфигурации для каждого сервиса. Если, к примеру, у вас есть несколько региональных офисов со своим активным оборудованием и собственными субдоменами в древе AD, то эту практику следует распространить на все региональные офисы. В свою очередь, распознавание имен необходимо для всех компонентов инфраструктуры — как прямое, так и обратное. Если у вас есть NTP-сервер, синхронизируйте через него все компоненты инфраструктуры, а не только бизнес-критичные. Результатом станет минимизация «нюансов» в эксплуатационных процессах, а значит, их можно будет легко автоматизировать.

Стандартизация протоколов подразумевает их унификацию. К примеру, для мониторинга глобально выбран протокол WBEM. В этом случае на всех коммутаторах будет открыт порт 5989, а на всех ОС — установлены агенты. Такой же принцип используется при стандартизации и развертывании серверов. К примеру, установка ОС глобально работает по РХЕ-протоколу. Успешным результатом этого этапа стандартизации будет существенное повышение эффективности автоматизации, так как «портфолио» приложений промежуточного слоя и технологических карт будет уменьшено в разы, а автоматизация, в основе которой и лежат технологические карты, станет более предсказуемой.

Версионная стандартизация необходима для минимизации рисков предоставления и обслуживания сервисов. Задача на этом этапе одна: создание и соблюдение базового уровня по версиям микропрограмм, драйверов и ПО промежуточного слоя, согласно спискам совместимости от производителей. Для удобства ее решения существует множество инструментов для организации репозиториев с прошивками, драйверами и сопутствующими приложениями. С их помощью можно и конфигурировать базовые уровни как таковые, и централизовано выполнять обновление по любым схемам (с тестовой обкаткой на одной системе и пр.)

Последний этап я называю организационной стандартизацией. Его задачей является определение единой системы имен серверов, LUN, конфигураций, резервных копий, а в итоге — и сервисов. Результат организационной стандартизации только один — облегчение жизни администраторам, а, следовательно, и повышение эффективности их работы.

Общий итог: стандартизацию достаточно легко реализовать в любой среде, потому что она не требует финансовых вложений. Главным результатом, помимо повышения эффективности и оптимизации работы компонентов, будет «предсказуемость» работы инфраструктуры и ее сервисов, а значит — снижение рисков.